Military art of Circassians
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Май 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Календарь Календарь

Партнеры
Создать форум


КАК ШАБАТЫНЫКО СПАС СВОЕГО ОТЦА

Перейти вниз

КАК ШАБАТЫНЫКО СПАС СВОЕГО ОТЦА Empty КАК ШАБАТЫНЫКО СПАС СВОЕГО ОТЦА

Сообщение автор Greylag Пн Окт 14 2013, 18:23

Говорят» что Озермедж жил в Чинте*. Был он предводителем на ртов. Во время хасе Озермедж приезжал в дом карта Аледжа. Дом карта Аледжа находился на берегу реки Пшиш, недалеко от нынешней станицы Рязанской. Нарты собирались там 5, и Озермедж давал им наставления. Озер-1 мед ж был рослым, густобровым и добродушным мужчиной.

Его жена Сатанай-гуаще* носила под сердцем ребенка. Вот прошел срок, и разрешилась она от бремени. Случилось это в отсутствие Озермеджа. Сатанай решила воспитать сына в подземелье. В глубокий подвал поместила ока своего сына» приставила к нему старика и старуху, которые должны были ухаживать за ним. Сама же принялась поджидать мужа. Когда завидела вдали всадника, вырыла ямку возле коны* и засыпала ее землей. Заехал во двор Озермедж и спросил жену:

— Сатанай, что ты там делаешь?

— У меня случились преждевременные роды, вот и зарыла я здесь выкидыш.

— Ну что ж, теперь ничего ее поделаешь,— ответил Озермедж.

Старик и старуха кормили сына Сатанай мозгами оленей и ланей. Сатанай была умной и предусмотрительной женщиной. По ее велению в другом подземелье держали коня, собаку и орла; были там собраны и одежда, и доспехи, и конная сбруя.

Много врагов было у Озермеджа. Вот почему спрятала Сатанай сына. Верила, будет он защитником отцу. Знала она, что нарт Аледж хочет с помощью обмана погубить Озермеджа и стать предводителем нартов. Долго ждал он удобного момента, но его коварство не укрылось от проницательной Сатанай. Вот и решила она сберечь сына Озермеджа.

Наконец мальчик вырос, возмужал, превратился в красивого, стройного юношу, но до самого совершеннолетия не довелось ему видеть ни солнца, ни луны, ни звезд. Не знал он и людей, кроме неприметных старика и старухи. И вот' в день, котда Озермедж выехал из Чинта и, переправившись через Кубань, добрался до берегов Пшиша, где стоял дом старика Аледжа, Сатанай вывела сына на божий свет. Все вокруг было так непривычно, что пораженный юноша слова не мог вымолвить.

— Сынок, ты знаешь, кто твой отец? — спросила Сатанай. — Откуда я могу знать, я же не видел его,— ответил

Шабатыныко.

— Знай, что Озермедж — твой отец.

— А где он? Почему я его не вижу?

— Скажу и это тебе. Сегодня у нартов хасе. Все они собрались в доме Аледжа. Твой отец — предводитель нартов. Он поехал на праздник, чтобы дать нартам советы и наставления. Когда закончится хасе, начнется санопитие. Твоему отцу подадут рог, на дне которого будет щеджибле*. От ее укуса он должен погибнуть.

— Если это так, то почему ты до сих пор не сказала мне об этом?

— Я готовила тебя к этому дню. Пришло время, и я сказала тебе о том, что ожидает твоего отца,

— А как я могу спасти его?

— Твой конь стоит под седлом. Здесь твое оружие, там — собака и орел. Облачись в доспехи, садись на коня и отправляйся в дорогу.

Шабатыныко вывел коня, сел в седло и спросил:

— Мать моя, укажи дорогу?

— Сын мой, поезжай на юг так, чтобы ночью Полярная звезда была слева и сзади,— ответила Сатанай.

Долго ли, коротко ли ехал Шабатыныко, доехал до страны нартов. Первым он встретил нартского пастуха, отдал сэлам, и тот вернул приветствие Шабатыныко.

— Не скажешь ли ты мне, где находится дом Аледжа? — спросил юноша.

— Дом Аледжа приметный: громадный, с множеством чесен*, каждую из которых не смогут увезти восемь волов. В нем живет девушка невиданной красоты. Она с лисьими повадками, ходит мелкими шажками, как белка, комнату проходит за неделю. Во дворе множество коновязей, весь двор истоптан. Если конь твой застрянет в грязи, тебе стыдно будет! — ответил пастух.

— Глупый пастух. Если бы я мог застрять где-нибудь в грязи, как бы я смог добраться из Чинта в страну нартов,— сказал Шабатыныко.

Пастух говорил о красавице Акуанде, дочери Аледжа. Со своего шагиндаха* она заметила едущего в их сторону Шабатыныко. Девушка побежала к своей матери, сказала:

— Наша мать, к нам едет гость, какого у нас никогда не бывало. Если готовое есть, то ставь на анэ, если готового нет, то поторопись,Не знаю, откуда он, но, кажется, едет из Чинта.

— Это, наверное, Шабатыныко, сын Озермеджа,— ответила мать.

Заехав во двор, Шабатыныко привязал своего коня к коновязи гостей. Там же воткнул свое копье в землю. Красавица выбежала ему навстречу и пригласила в лагуне*.

— Я не из тех гостей, что приезжают для посещения девичьей комнаты, я — гость хачеща1,— ответил Шабатыныко.

Обиделась девушка. Одна вернулась в лагуне, где сидели ее друзья и подружки.

— Чей этот дурак, почему он отказался от приглашения? — стали смеяться посетители лагуне.

Хоть и обидно было девушке, что молодой гость не принял ее приглашения, однако она решила защитить его честь. Очень он ей понравился.

— Согласилась бы я с вами, если бы кто-нибудь смог выдернуть из земли копье гостя. За того парня я бы и замуж вышла,— ответила она нартским юношам.

— Ну, это простое дело,— ответили те.

Вышли они во двор, каждый попытался выдернуть копье Шабатыныко, но никто из нартских парней не смог даже пошевелить древко.

— Не знаем, что за человек тот, кто воткнул копье в землю. Мы с ним ничего не смогли сделать,— сказали они.

— Я же вам сказала, что это очень достойный юноша. Я же не выхожу встречать всех подряд,— ответила им красавица Акуанда.

Тем временем нарт Шабатыныко пошел на хасэ. Вскоре оно закончилось. Принесли анэ со всевозможными яствами и напитками. Слуги наполнили рог и подали его Озермеджу. Он встал и сказал:

— Мардж*, если у кого обида лежит на сердце, пусть скажет, пока я не поднял рог! После того как я выпью его содержимое, никому и ничем не смогу помочь!

— У меня! — крикнул Шабатыныко.

Нарты испугались его голоса и повернулись в ту сторону.

— Оттуда я тебя не услышу. Подойди ближе,— сказал

ему Озермедж.

Шабатыныко подошел к Озермеджу. Выбил из его руки рог, быстро вытащил меч и разрубил выпавшую из рога щеджибле. Затем он ударом меча снес голову Аледжа.

Перепуганные нарты разбежались. Не говоря ни <слова отцу, Шабатыныко вышел из хачеща, сел на своего коня

И УОзаермедж тоже сел на своею коня и отправился домой. Навстречу ему вышла Сатанай-гуаще.

— Что нового на хасэ нартов? Какие наставления ты

дал нартам? — спросила она.

— Все ничего, да только встретил я там такого парня, какого еще не видывал,— ответил ей Озермедж.— Как всегда, перед началом санопития я спросил, у кого есть какая обида? Ответил мне незнакомый юноша. Так громко крикнул, что все нарты перепугались. Желая присмотреться к нему, я подозвал его к себе. Подошел он, выбил из руки рог и разрубил выпавшую из него змею. Потом снес голову Аледжу, сел на коня и уехал.

— Старик, понравился он тебе? Хотел бы ты иметь такого сына? — спросила Сатанай.

— Е-о-ой, никакие богатства нартов не могут быть дороже такого сына! — ответил Озермедж.

— Так оно и есть. Это твой мальчик,— сказала Сатанай-гуаще.— Тогда я родила сына и дала на воспитание старику и старухе. Верила я, придет сегодняшний день. Вырастила его, и он тебя спас,— ответила Сатанай-гуаще.

Greylag

Сообщения : 248
Дата регистрации : 2013-02-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения