Military art of Circassians
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Календарь Календарь

Партнеры
Создать форум


Немного о военной хирургии адыгов

Перейти вниз

Немного о военной хирургии адыгов  Empty Немного о военной хирургии адыгов

Сообщение автор Greylag Ср Апр 10 2013, 15:15

Адыги за свою многовековую историю вынуждены были множество раз защищать свою свободу и независимость с оружием в руках. Поэтому, неудивительно, что хорошее развитие у черкесов получила и военная медицина, в частности, военная хирургия. Множество ранений, получаемых в сражениях, в том числе и огнестрельного характера, требовали от черкесов глубоких знаний и навыков военной хирургии.

У адыгов были искусные лекари - шэхэх (извлекатели пуль), которые с большим мастерством извлекали пули из самых тяжелых ранений. Не менее искусными были и костоправы.

О кавказских хирургах и костоправах Н.И. Пирогов писал: «Азиатские врачи на Кавказе излечивали совершенно такие наружные повреждения (преимущественно следствия огнестрельных ран), которые, по мнению наших врачей, требовали отнятия членов (ампутации), это факт, подтверждаемый многими наблюдениями; известно на всем Кавказе и то, что отнятие членов, вырезывание раздробленных костей никогда не предпринимается азиатскими врачами; из кровавых операций, производимых ими для лечения наружных повреждений, известны только вырезывание пуль».

Любопытно отметить, что известный хирург, имея ввиду, по всей вероятности, обряды, подобные адыгским капшам (кIапш, щIэпщакIуэ), говорит, что «искусственная бессонница, так же, как и удаление оружия из комнаты больного, кажется более делается с врачебно-политической целью».

При извлечении пули из тела обычно исполнялись специальные песни «Шэхэх уэрэд». Это были, в основном, героические песни и пшыналъэ (эпические поэмы о нартских богатырях, сопровождаемые инструментальной музыкой). Исполнение песен о нартах Сосруко, Бадыноко, Батразе, о народных героях Андемиркане, Шолохе, Сунчалее и др., отвлекало внимание раненого, давало возможность перенести любую боль, не показывая присутствующим своих страданий. Так же, известны случаи, когда девушка перед раненым, во время операции, исполняла танец на пальцах ног. Можно себе представить, какую это невыносимую боль причиняло девушке. Но она ни словом, ни выражением лица не выдавала боли. Естественно, что мужчина не мог, видя как сильна духом и, как мужественно держится девушка, выказать слабость, опозорив себя.

Для местного лечения огнестрельных ран широко применялись различные травы, облепиховое масло (его уникальные заживляющие свойства доказаны современной медициной).

Адыги проводили дренаж (выведение из раны гноя или жидкости) раны с помощью конского волоса, в то время как в русской армии для предотвращения попадания гноя в кровь просто накладывали тугую повязку. Это приводило к нагноению раны. Пирогов оценил адыгский метод лечения и, с легкой руки отца военной хирургии этот метод стал широко использоваться в лечебной практике. Что интересно, адыги предварительно этот самый волос кипятили, хотя в годы Русско-Кавказской войны не было понятия об антисептике. Эти данные получены от заведующего курсом травматологии, ортопедии и военной хирургии медицинского факультета КБГУ Ошнокова Исуфа Хасановича.

Интересно также отметить следующий малоизвестный факт. Н. И. Пирогов, первым применивший гипсовую повязку в 1854 г. для иммобилизации конечностей, позаимствовал принцип обездвиживания места перелома у адыгов. Так, адыги использовали для этих целей муку (хьэжыгъэ) и содержимое куриных яиц (джэдыкIэпс). Эти составные части смешивали в нужных пропорциях, а затем погружали в эту смесь куски ткани, которые впоследствии накладывали на место перелома. Полученная повязка затвердевала и надежно фиксировала конечность, способствуя заживлению места перелома и образованию костной мозоли под повязкой. Пирогов, будучи в Крыму отметил подобные фиксирующие свойства гипса, который был в изобилии в этой местности в силу наличия здесь залежей известняка (СаСО3). В итоге он и применил первым гипсовую повязку для иммобилизации места перелома.
В литературе описывается интересный факт. Один адыг из Кабарды (к сожалению, его имя не дошло до нас) сломав ногу, пригласил горского лекаря. Тот наложил ему повязку из вышеуказанной смеси (джэдыкIэпс + хьэжыгъэ). Через несколько недель врач пришел проверить состояние больного и снял ему повязку. Оказалось, что конечность срослась неправильно. Лекарь сообщил об этом больному и отметил, что возможно он будет хромать. Недолго думая, кабардинец ударил ногой по краю кровати, тем самым, сломав ее снова, а затем обратился к лекарю со следующими словами: «Наложи повязку заново, да так, чтобы все срослось правильно, и я не хромал!»



Литература:


1. Пирогов Н.И. Начала общей военно-полевой хирургии, взятые из наблюдений военно-госпитальной практики и воспоминаний о Крымской войне и Кавказской экспедиции. Москва, 1941 г.

2. Пирогов Н.И. Труды по экспериментальной, оперативной и военно-полевой хирургии (1847-1859) Т 3. М.; 1964 г.

3. Пирогов Н.И. Отчет о путешествии по Кавказу 1847-1849 г. СПб.; 1849 г.

4. Попов П. И. Лечение ран у кавкаказских горцев.// Военно-медицинский журнал.1855 г., 1. книга 33. Ч LXV , отдел IX.

5. Тхагапсова Г.Г. Народная медицина адыгов. Майкоп, 1996.

6. Шортанов А.Т. Адыгские культы. Нальчик, 1992.

Greylag

Сообщения : 248
Дата регистрации : 2013-02-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения