Черкесский морфлот средневековья
Страница 1 из 1
Черкесский морфлот средневековья
Морское дело адыгов: средневековое пиратство, военные суда и способы применения их на море...
В VIII–XIII вв., судя по отрывочным письменным источникам, этот вид морской деятельности адыгов не имел еще такого широкого распространения, которое мы встречаем у них в позднем средневековье. Основной сдерживающей силой развития пиратства на Черном море в это время являлась Византия, господствовавшая в регионе до начала XIII в.
Письменные источники отмечают бόльшую активность адыгских пиратов в позднем средневековье. Они нападали на торговые суда, сходились в морском бою с военными судами противника, высаживали десанты на чужой территории. Это была грозная сила, с которой в разное время приходилось считаться и грекам, и итальянцам, и туркам.
И если в раннем средневековье адыги были мало известны странам бассейна Черного моря как пираты, то в позднем средневековье этот промысел у них стал одним из основных. Последнее обстоятельство было вызвано появлением во второй половине XIII в. в Северо-Восточном Причерноморье итальянских колоний. Генуэзцы и венецианцы создали активный спрос: наладили сбыт награбленных товаров и продажу захваченных пиратами людей в рабство. О размерах этого промысла может говорить тот факт, что рабов ежегодно продавали тысячами.
Одно из первых упоминаний о действиях адыгских пиратов на море относится к 1290 г., когда они в районе Джубги были атакованы итальянской галерой, нанятой Аргун-ханом для охраны своих судов в черноморском бассейне. В 1457 г. князь Кадибельди захватил замок в Матреге, а на следующий год адыгские пираты напали на Трапезундскую империю.
В первой четверти XVI в. отмечается активизация боевых действий адыгов против Османской империи, пираты контролируют морской путь из Кафы в Константинополь. Для усиления своего присуствия в регионе турки строят крепости Темрюк и Тамань. В июле 1572 г. флотилия в количестве 24 судов нападает на северное побережье Османской империи в районе Трапезунда или несколько западнее его, нанеся значительный урон туркам. Сохранились сведения об активизации абхазских и адыгских пиратов на море недалеко от побережья Абхазии и Черкесии в 1672 г.
Письменные источники позднего средневековья указывают на ежегодные угрозы и постоянную активность адыгских пиратов на море. Этот факт свидетельствует о том, что значительная часть сведений об этом «промысле», до нас просто не дошла.
Боевые суда и методы ведения морского боя..
Описание адыгских судов и способов их применения в бою. Оно основано на письменных источниках первой половины XIX в., но, ввиду консервативности военного дела адыгов, эти данные можно использовать для их реконструкции применительно к позднему средневековью.
Боевые суда адыгов изготовлялись на тонком деревянном каркасе и обшивались досками, плотно скрепленными друг с другом деревянными нагелями и гвоздями. Всего было выделено три основных вида боевых судов. Различия между ними определены в зависимости от численности их экипажа, тоннажа и оснастки: небольшие лодки с экипажем в 12–15 человек, без штурвала и мачты; барки средних размеров с экипажем в 25–30 человек и со штурвалом; крупные боевые «галеры» с экипажем от 40 до 120–140 человек, со съемной мачтой с треугольным и/или квадратным парусом. Последние можно разбить на два варианта по численности экипажа: первый – от 40 до 70–80 человек, и второй – от 100 до 140 человек. Длина самых крупных боевых кораблей «галер» могла варьироваться от 28 до 35 метров при ширине 4–4,5 м.
Все суда имели вытянутый нос, а «галеры» – выделенную корму, на которой располагалась часть команды, не участвующая в гребле. На носу крепилась голова козла или барана. Движение осуществлялось, в первую очередь, с помощью коротких весел с поперечными перекладинами для рук.
Для похода адыги собирали большие флотилии, насчитывающие до нескольких десятков боевых единиц. Например, в походе на османское побережье летом 1572 г. участвовало 24 судна. С учетом того, что в дальних походах, скорее всего, использовали крупные «галеры», вмещавшие от 40 до 140 человек, при средних данных по 80–100 человек на одно судно мы получим общую численность приблизительно в 2–2,5 тысячи воинов.
Нападали адыгские пираты, как ночью, так и днем, обычно в тихую погоду, когда штиль застигал парусные торговые суда недалеко от берега. В зависимости от цели нападения на подходе применялись луки с зажигательными или обычными стрелами. Сцепка с судном осуществлялась с помощью багров с крюками на концах. На крупных судах выделялись специальные абордажные команды для штурма.
Дальность действия адыгских пиратов достигала 20–30 километров от берега, а побережье и акватория были поделены между различными князьями и владетелями. Письменные источники позднего средневековья и XVIII–XIX вв. сообщают о многочисленных морских стоянках адыгов.
В VIII–XIII вв., судя по отрывочным письменным источникам, этот вид морской деятельности адыгов не имел еще такого широкого распространения, которое мы встречаем у них в позднем средневековье. Основной сдерживающей силой развития пиратства на Черном море в это время являлась Византия, господствовавшая в регионе до начала XIII в.
Письменные источники отмечают бόльшую активность адыгских пиратов в позднем средневековье. Они нападали на торговые суда, сходились в морском бою с военными судами противника, высаживали десанты на чужой территории. Это была грозная сила, с которой в разное время приходилось считаться и грекам, и итальянцам, и туркам.
И если в раннем средневековье адыги были мало известны странам бассейна Черного моря как пираты, то в позднем средневековье этот промысел у них стал одним из основных. Последнее обстоятельство было вызвано появлением во второй половине XIII в. в Северо-Восточном Причерноморье итальянских колоний. Генуэзцы и венецианцы создали активный спрос: наладили сбыт награбленных товаров и продажу захваченных пиратами людей в рабство. О размерах этого промысла может говорить тот факт, что рабов ежегодно продавали тысячами.
Одно из первых упоминаний о действиях адыгских пиратов на море относится к 1290 г., когда они в районе Джубги были атакованы итальянской галерой, нанятой Аргун-ханом для охраны своих судов в черноморском бассейне. В 1457 г. князь Кадибельди захватил замок в Матреге, а на следующий год адыгские пираты напали на Трапезундскую империю.
В первой четверти XVI в. отмечается активизация боевых действий адыгов против Османской империи, пираты контролируют морской путь из Кафы в Константинополь. Для усиления своего присуствия в регионе турки строят крепости Темрюк и Тамань. В июле 1572 г. флотилия в количестве 24 судов нападает на северное побережье Османской империи в районе Трапезунда или несколько западнее его, нанеся значительный урон туркам. Сохранились сведения об активизации абхазских и адыгских пиратов на море недалеко от побережья Абхазии и Черкесии в 1672 г.
Письменные источники позднего средневековья указывают на ежегодные угрозы и постоянную активность адыгских пиратов на море. Этот факт свидетельствует о том, что значительная часть сведений об этом «промысле», до нас просто не дошла.
Боевые суда и методы ведения морского боя..
Описание адыгских судов и способов их применения в бою. Оно основано на письменных источниках первой половины XIX в., но, ввиду консервативности военного дела адыгов, эти данные можно использовать для их реконструкции применительно к позднему средневековью.
Боевые суда адыгов изготовлялись на тонком деревянном каркасе и обшивались досками, плотно скрепленными друг с другом деревянными нагелями и гвоздями. Всего было выделено три основных вида боевых судов. Различия между ними определены в зависимости от численности их экипажа, тоннажа и оснастки: небольшие лодки с экипажем в 12–15 человек, без штурвала и мачты; барки средних размеров с экипажем в 25–30 человек и со штурвалом; крупные боевые «галеры» с экипажем от 40 до 120–140 человек, со съемной мачтой с треугольным и/или квадратным парусом. Последние можно разбить на два варианта по численности экипажа: первый – от 40 до 70–80 человек, и второй – от 100 до 140 человек. Длина самых крупных боевых кораблей «галер» могла варьироваться от 28 до 35 метров при ширине 4–4,5 м.
Все суда имели вытянутый нос, а «галеры» – выделенную корму, на которой располагалась часть команды, не участвующая в гребле. На носу крепилась голова козла или барана. Движение осуществлялось, в первую очередь, с помощью коротких весел с поперечными перекладинами для рук.
Для похода адыги собирали большие флотилии, насчитывающие до нескольких десятков боевых единиц. Например, в походе на османское побережье летом 1572 г. участвовало 24 судна. С учетом того, что в дальних походах, скорее всего, использовали крупные «галеры», вмещавшие от 40 до 140 человек, при средних данных по 80–100 человек на одно судно мы получим общую численность приблизительно в 2–2,5 тысячи воинов.
Нападали адыгские пираты, как ночью, так и днем, обычно в тихую погоду, когда штиль застигал парусные торговые суда недалеко от берега. В зависимости от цели нападения на подходе применялись луки с зажигательными или обычными стрелами. Сцепка с судном осуществлялась с помощью багров с крюками на концах. На крупных судах выделялись специальные абордажные команды для штурма.
Дальность действия адыгских пиратов достигала 20–30 километров от берега, а побережье и акватория были поделены между различными князьями и владетелями. Письменные источники позднего средневековья и XVIII–XIX вв. сообщают о многочисленных морских стоянках адыгов.
Greylag- Сообщения : 248
Дата регистрации : 2013-02-08
Похожие темы
» Черкесский военный словарь
» Черкесский конный отряд - «гуп»
» Черкесский Вашингтон Х.Яхтанигов
» Черкесский пистолет Шереметьев.2007г.
» Черкесский табак: к предыстории глобализации
» Черкесский конный отряд - «гуп»
» Черкесский Вашингтон Х.Яхтанигов
» Черкесский пистолет Шереметьев.2007г.
» Черкесский табак: к предыстории глобализации
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Сб Фев 08 2014, 19:54 автор Greylag
» Память об Юстиниане - (Шора Ногмов)
Вс Янв 26 2014, 13:43 автор Greylag
» Десант на Майкопский аэродром
Пн Янв 20 2014, 14:12 автор Greylag
» Операция Абвера "Рейд на Майкоп"
Пн Янв 20 2014, 13:50 автор Greylag
» «Тамтаракъай ухъу!» уничтожение адыгами Тмутараканского княжества
Вс Янв 19 2014, 11:20 автор Greylag
» Захват Совмина и расстрел Шартава (рассказ кабардинцев)
Пт Дек 13 2013, 20:43 автор Greylag
» Султан Баркук – основатель черкесского господства в Мамлюкской империи
Пн Ноя 25 2013, 15:31 автор Greylag
» ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ АРХЕТИП КАБАРДИНЦЕВ В УСЛОВИЯХ ВОЙН XX ВЕКА
Пн Ноя 25 2013, 15:30 автор Greylag
» Михаил Саакашвили
Вт Ноя 05 2013, 11:15 автор Greylag