Military art of Circassians
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Календарь Календарь

Партнеры
Создать форум


Черкесский морфлот средневековья

Перейти вниз

Черкесский морфлот средневековья Empty Черкесский морфлот средневековья

Сообщение автор Greylag Пт Фев 08 2013, 16:54

Морское дело адыгов: средневековое пиратство, военные суда и способы применения их на море...

В VIII–XIII вв., судя по отрывочным письменным источникам, этот вид морской деятельности адыгов не имел еще такого широкого распространения, которое мы встречаем у них в позднем средневековье. Основной сдерживающей силой развития пиратства на Черном море в это время являлась Византия, господствовавшая в регионе до начала XIII в.
Письменные источники отмечают бόльшую активность адыгских пиратов в позднем средневековье. Они нападали на торговые суда, сходились в морском бою с военными судами противника, высаживали десанты на чужой территории. Это была грозная сила, с которой в разное время приходилось считаться и грекам, и итальянцам, и туркам.
И если в раннем средневековье адыги были мало известны странам бассейна Черного моря как пираты, то в позднем средневековье этот промысел у них стал одним из основных. Последнее обстоятельство было вызвано появлением во второй половине XIII в. в Северо-Восточном Причерноморье итальянских колоний. Генуэзцы и венецианцы создали активный спрос: наладили сбыт награбленных товаров и продажу захваченных пиратами людей в рабство. О размерах этого промысла может говорить тот факт, что рабов ежегодно продавали тысячами.
Одно из первых упоминаний о действиях адыгских пиратов на море относится к 1290 г., когда они в районе Джубги были атакованы итальянской галерой, нанятой Аргун-ханом для охраны своих судов в черноморском бассейне. В 1457 г. князь Кадибельди захватил замок в Матреге, а на следующий год адыгские пираты напали на Трапезундскую империю.
В первой четверти XVI в. отмечается активизация боевых действий адыгов против Османской империи, пираты контролируют морской путь из Кафы в Константинополь. Для усиления своего присуствия в регионе турки строят крепости Темрюк и Тамань. В июле 1572 г. флотилия в количестве 24 судов нападает на северное побережье Османской империи в районе Трапезунда или несколько западнее его, нанеся значительный урон туркам. Сохранились сведения об активизации абхазских и адыгских пиратов на море недалеко от побережья Абхазии и Черкесии в 1672 г.
Письменные источники позднего средневековья указывают на ежегодные угрозы и постоянную активность адыгских пиратов на море. Этот факт свидетельствует о том, что значительная часть сведений об этом «промысле», до нас просто не дошла.


Боевые суда и методы ведения морского боя..

Описание адыгских судов и способов их применения в бою. Оно основано на письменных источниках первой половины XIX в., но, ввиду консервативности военного дела адыгов, эти данные можно использовать для их реконструкции применительно к позднему средневековью.
Боевые суда адыгов изготовлялись на тонком деревянном каркасе и обшивались досками, плотно скрепленными друг с другом деревянными нагелями и гвоздями. Всего было выделено три основных вида боевых судов. Различия между ними определены в зависимости от численности их экипажа, тоннажа и оснастки: небольшие лодки с экипажем в 12–15 человек, без штурвала и мачты; барки средних размеров с экипажем в 25–30 человек и со штурвалом; крупные боевые «галеры» с экипажем от 40 до 120–140 человек, со съемной мачтой с треугольным и/или квадратным парусом. Последние можно разбить на два варианта по численности экипажа: первый – от 40 до 70–80 человек, и второй – от 100 до 140 человек. Длина самых крупных боевых кораблей «галер» могла варьироваться от 28 до 35 метров при ширине 4–4,5 м.
Все суда имели вытянутый нос, а «галеры» – выделенную корму, на которой располагалась часть команды, не участвующая в гребле. На носу крепилась голова козла или барана. Движение осуществлялось, в первую очередь, с помощью коротких весел с поперечными перекладинами для рук.
Для похода адыги собирали большие флотилии, насчитывающие до нескольких десятков боевых единиц. Например, в походе на османское побережье летом 1572 г. участвовало 24 судна. С учетом того, что в дальних походах, скорее всего, использовали крупные «галеры», вмещавшие от 40 до 140 человек, при средних данных по 80–100 человек на одно судно мы получим общую численность приблизительно в 2–2,5 тысячи воинов.
Нападали адыгские пираты, как ночью, так и днем, обычно в тихую погоду, когда штиль застигал парусные торговые суда недалеко от берега. В зависимости от цели нападения на подходе применялись луки с зажигательными или обычными стрелами. Сцепка с судном осуществлялась с помощью багров с крюками на концах. На крупных судах выделялись специальные абордажные команды для штурма.
Дальность действия адыгских пиратов достигала 20–30 километров от берега, а побережье и акватория были поделены между различными князьями и владетелями. Письменные источники позднего средневековья и XVIII–XIX вв. сообщают о многочисленных морских стоянках адыгов.

Greylag

Сообщения : 248
Дата регистрации : 2013-02-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения