Military art of Circassians
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Календарь Календарь

Партнеры
Создать форум


Военное дело у адыгов и его трансформация в период Аутлев Д.М

Перейти вниз

Военное дело у адыгов и его трансформация в период Аутлев Д.М Empty Военное дело у адыгов и его трансформация в период Аутлев Д.М

Сообщение автор Greylag Пт Фев 08 2013, 16:39

Аутлев Джамбулат Маличевич

ВОЕННОЕ ДЕЛО У АДЫГОВ И ЕГО ТРАНСФОРМАЦИЯ В ПЕРИОД

КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ (XVIII – 60 гг. XIX в.)

...."Адыги не остановились, подобно своим соседям, на ступени обыкновенного военного общества, но развили свои воинственные обычаи до идеальной тонкости, до настоящей виртуозности, воплотили принцип военно­-аристократических свободных учреждений в живые, привлекательные формы и возвели их в цельную, стройную систему. В развитии воинственности и рыцарских обычаев, у них значительную роль, несомненно, играли внешние факторы, такие как постоянная угроза экспансии извне, междоусобные войны, политическая нестабильность. Но они не были определяющими и играли скорее второстепенную роль. Причины же следует искать не во внешних условиях, а внутри духовно-нравственной культуры адыгов, в механизме традиционной самоорганизации народа. Большинство авторов, которые интересовались феноменом черкесской храбрости, воинской доблести, благородства, указывают на то, что именно сложная и глубоко продуманная система морального и нравственного воспитания горцев являлась его основой.
Так же как и в Западной Европе феодального периода, основное внимание здесь концентрировалось на индивидуальной подготовке бойца «профессионала». Однако, в отличие от раннефеодальной Европы, военную подготовку в Черкесии проходили не только знатные юноши, но и дети простых людей"....
В рассматриваемый период военные формирования адыгов состояли из трех родов войск: тяжелой феодальной конницы, комплектовавшейся представителями черкесской аристократии, а также легкой конницы и пехоты из простонародья. Кроме того, важной составляющей военных сил адыгских приморских племен был их военный флот.
Хорошо защищенная доспехами тяжелая кавалерия адыгов обладала большой ударной силой и была особенно опасна в открытом бою на ближней дистанции, когда дело доходило до рукопашной схватки. Важнейшим же качеством черкесских конных стрелков было то, что в случае необходимости, например на резко пересеченной местности, или при штурме вражеских укреплений, часть из них могла спешиваться и играть роль пехоты. Такое свойство делало легкую кавалерию адыгов по настоящему универсальной, пригодной как для лихих конных атак, разведки, боевого и походного охранения, рейдов по вражеским тылам и преследования разбитого неприятеля, так и для засад, штурма укреплений противника, подвижной обороны обширных территорий, защиты собственных населенных пунктов, партизанских действий на пересеченной местности и т.д. Т.е., по сути, превращало её в абсолютно самостоятельный, универсальный род войск, способный в одиночку решать большинство тактических задач.
В отличие от конницы, пехота адыгов комплектовалась малоимущими – не имевшими лошадей и, как правило, хуже вооруженными представителями свободных и зависимых сословий. Обычно она не принимала практического участия в крупных военных операциях за пределами Черкесии и использовалась, как правило, при защите от нападений внешних врагов и в межплеменных конфликтах, для ведения боевых действий на резко пересеченной местности, а также для обороны собственных населенных пунктов.
До конца XVIII в. боевые порядки адыгского войска состояли из отдельных отрядов крупных черкесских феодалов и основывались, в основном, на взаимодействии тяжелой конницы, наносившей главный удар сомкнутой массой, и легкой конницы, готовившей ее атаку в рассыпном строю и осуществлявшей преследование разбитого противника. Что же касается боевых порядков и тактики черкесской пехоты, то отсутствие штыков и правильных боевых построений делало ее крайне уязвимой на равнинной местности. Поэтому она предпочитала вести оборонительный бой на укрепленных позициях, защищенных естественными или искусственными препятствиями, и являлась опорой для своей кавалерии при совместных действиях.
В ходе междоусобных войн и военно-политического соперничества с кочевниками за господство в Северокавказском регионе, адыги выработали две взаимодополнявших друг друга традиционных системы ведения боевых действий. Одну - в форме открытого противостояния неприятелю большими силами, другую - в форме партизанской войны мелкими отрядами. Первая предполагала совершение крупных набегов на территорию противника и разгром его сил в генеральном наступательном сражении, либо нанесение поражения противнику в одной - двух больших оборонительных битвах на собственной территории. В рамках же ведения партизанской войны адыги применяли наступательную тактику мелких набегов, ориентированную на экономическое истощение вражеской территории, и оборонительную тактику мертвых зон, направленную на изматывание и уничтожение вторгшихся сил неприятеля в ходе параллельного преследования и непрерывных нападений на обратном пути его следования.
Во время боя использовались различные тактические приемы и военные хитрости - ложное отступление, засады, нападение с разных сторон, засылка в лагерь противника дезинформаторов и убийц под видом перебежчиков, использование поджогов и скота для дезорганизации вражеского боевого порядка, внезапные нападения в ночное и утреннее время, организация искусственных обвалов в горах, окружение и фланговые обходы.
Тактика морских сражений, применявшаяся горцами в этот период, включала быстрое и внезапное сближение с кораблем противника и его захват в абордажной схватке. Внезапность достигалась тем, что нападение обычно совершалось либо ночью, либо со стороны солнца, либо в тумане. Борьба с крупными парусными кораблями велась, как правило, силами нескольких галер, атаковавших с разных сторон.
....У шапсугов, абадзехов и натухайцев произошел «демократический» переворот, ликвидировавший власть старой феодальной верхушки. С изменением общественного строя, подверглась изменениям и структура военной организации, повлекшая за собой изменения качественного состава отрядов «демократических» племен и тактики их действий. Главную роль здесь стало играть народное ополчение, наиболее боеспособной частью которого выступали конные стрелки из числа вольных земледельцев, действовавшие самостоятельно и независимо от тяжелой дворянской конницы и применявшие иные боевые приемы и построения. Отсутствие тяжелой конницы вынуждало их совмещать как ударные функции, так и функции прикрытия. При этом их боевые порядки обычно состояли из отдельных отрядов односельчан или родственников, возглавляемых старшинами, либо родовыми вождями, а тактика действий этих отрядов основывалась на комбинации плотного и рассыпного строя, с попеременным использованием холодного и огнестрельного оружия.
В ходе «революционных» преобразований черкесского общества боевые порядки и тактика черкесской пехоты, не претерпели существенных изменений. Однако положение пехоты «аристократических» и «демократических» племен было различным. В «аристократических» племенах, в силу феодальных традиций, она рассматривалась лишь в качестве вспомогательного рода войск и использовалась весьма ограниченно, в основном для обороны собственной территории. В «демократических» же племенах, во многом избавившихся от этих традиций, пехоту считали равноправным партнером кавалерии. Благодаря этому обстоятельству, в годы Кавказской войны её широко использовали для ведения наступательных боевых действий на резко пересеченной местности, устройства больших засад, штурма пограничных укреплений и вражеских крепостей, возведенных на черкесских землях, а также для обороны своих населенных пунктов. При этом пехотинцы были вынуждены полностью отказаться от использования вагенбурга, ввиду его крайней уязвимости для массированного огня артиллерии, а акцент в развитии их тактики сместился в сторону боя на резкопересеченной местности.
Хотя у всех адыгских народов кавалерия играла главную, а пехота второстепенную роль, в качественном отношении уровень их развития у разных племен был не одинаков. Лучшую конницу имели «аристократические» племена, которые проживали на относительно равнинных местах и выработали более высокую, в сравнении с остальными, культуру коневодства. В открытом столкновении такой коннице не было равных. В свою очередь «демократические» племена (или отдельные общества), проживавшие в горно-лесистых районах страны, располагали более стойкой и боеспособной пехотой, а их конные стрелки, умело действовавшие в конном и, особенно в пешем строю, были лучше приспособлены для боя в стесненных условиях.
Вместе с тем система ведения войны горцев усложнилась и стала носить более упорядоченный характер, в связи с консолидацией их сил на базе государственного и военного строительства. В противоборстве с мощной регулярной армией, использовавшей как стратегию глубоких вторжений, так и стратегию постепенного захвата и колонизации отдельных территорий, у адыгов появились элементы собственной стратегии, в рамках которой военные действия с их стороны стали носить ярко выраженный наступательный, контрнаступательный и оборонительный характер.
Наступательные действия в оперативной глубине правого фланга и центра Кавказской линии адыги сочетали с контрнаступательными действиями в приграничной полосе и на захваченных царской военщиной черкесских землях, в которых самое активное участие принимала не только их конница, но и пехота. Здесь их операции также носили как широкомасштабный, так и партизанский характер. В первом случае основной целью адыгов было разрушение пограничных станиц и укреплений входивших в состав береговой и кордонных линий. Причем штурм укреплений Черноморской береговой линии велся не только с суши, но и с моря, во взаимодействии с черкесским флотом.
Наряду с крупномасштабными контрнаступательными операциями адыги вели на оккупированных землях практически не прекращавшуюся тотальную партизанскую войну. Небольшие конные и пешие партии их воинов держали противника в постоянном напряжении и страхе, изматывая его силы бесконечными мелкими нападениями на обозы, отряды фуражиров, сторожевые посты и казачьи разъезды. Эти вылазки нарушали систему коммуникаций врага, затрудняли снабжение его войск и гарнизонов оружием, продовольствием и снаряжением. Своими успехами партизаны во многом были обязаны поддержке, которую оказывали им жители «мирных» аулов. В рамках оборонительной стратегии адыги применяли традиционную для них тактику мертвых зон, направленную на предотвращение продвижения царских войск в глубь черкесских земель.
Боевые действия на суше сочетались с активными боевыми действиями на море. Горский флот вел активную борьбу с крейсерством военных кораблей российского флота блокировавших побережье и нарушавших поставки оружия из Турции и Англии, захватывал его торговые корабли и выполнял целый ряд вспомогательных функций. Каперство способствовало рассредоточению военного флота противника, нарушало его морские стратегические коммуникации и затрудняло снабжение гарнизонов береговых укреплений. При этом если в начале войны, как на суше, так и на море преобладали крупномасштабные действия, то в ее конце акцент все более смещался к партизанским формам борьбы.
Кавказская война наглядно продемонстрировала не только нарождающееся стратегическое искусство, но и все богатство тактических возможностей военных сил адыгов. Перед началом военной операции осуществлялся комплекс мероприятий разведывательного и контрразведывательного характера. С целью сосредоточения военных сил вблизи места ожидаемого боевого соприкосновения с противником, создавался военный лагерь, откуда, разделяясь на отряды, и выдвигались войска. Управление войсками в бою осуществлялось рассылкой гонцов и подачей условных сигналов, в т.ч. — положением знамен. Гибкость тактики обуславливала подвижность боевого построения и последовательность применения оружия в бою. Доминантой наступательного боя являлся конный «удар в шашки». Оборонительная тактика основывалась на использовании винтовочного огня и завалов. В ходе боя использовались различные маневры, с использование рассыпного и плотного строя, либо их комбинации. Значительное распространение получила тактика ложного отступления с последующей контратакой или с наведением на засаду.
Инновацией и своеобразной демонстрацией всего арсенала тактических возможностей и военных приемов адыгов стали массовые атаки российских укреплений. Перед началом штурма проводилась рекогносцировка местности, и выявлялись наиболее удобные подступы и уязвимые места в обороне. Затем укрепление блокировалось и проводилась подготовка к штурму, включавшая изготовление фашин, доставку штурмовых лестниц и проведение нескольких ложных атак изматывавших гарнизон. После этого начинался сам штурм, который велся с разных направлений и при необходимости повторялся.
Другим нововведением стало применение артиллерии в полевом бою и при осаде укреплений. Но, несмотря на постепенное накопление артиллерии адыгами в ходе войны, она использовалась эпизодически, что было продиктовано как объективными причинами (нехваткой боеприпасов и опытных канониров), так и укоренившимися представлениями о «правильном бое», успех которого зависит только от личного мужества его участников и их искусства владения традиционным набором вооружения. Порою знаковость имеющейся артиллерии перевешивала возможности ее боевого применения. Однако, в общем, адыгская тактика ведения боевых действий в ходе Кавказской войны не претерпела значительных изменений, в силу преобладания традиционных партизанских методов ведения войны как наиболее эффективных и, зачастую, единственно возможных.
Военный быт сформировал у адыгов особый психологический тип личности, максимально приспособленный к экстремальным обстоятельствам. Ожесточенный и затяжной характер Кавказской войны надолго закрепил это явление, обусловив поголовную вовлеченность населения Западной Черкесии в боевые действия и сделав фактор российского военного присутствия донельзя привычным, обыденным явлением. В таких условиях различные элементы военной культуры адыгов проявили неодинаковую степень лабильности. Так, если комплекс физической и военно-прикладной подготовки не претерпел в этот период существенных изменений, то морально-этические нормы, регулировавшие поведение человека на войне, оказались серьезно деформированы. Значительному пересмотру подверглось отношение к противнику, ранее строго регламентированному кодексом рыцарской чести и ограниченному множеством условностей и запретов. Исключительно жестокие методы подавления черкесского сопротивления, активно работавшие на создание «образа врага», толкали адыгов на адекватные меры возмездия, повлекшие за собой перерастание конфликта в тотальную партизанскую войну. В результате царские войска увязли на Северо-Западном Кавказе и более ста лет не могли овладеть этой твердыней. Его покорение стоило им огромных жертв, а окончательное присоединение к России оказалось возможным только после беспрецедентного наращивания военных сил в регионе, колонизации черкесских земель и выселения подавляющего большинства коренных жителей с их исторической родины.

Greylag

Сообщения : 248
Дата регистрации : 2013-02-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения