Military art of Circassians
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Май 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Календарь Календарь

Партнеры
Создать форум


Военный сборник. СПб., 1893. Июль. №7.

Перейти вниз

Военный сборник. СПб., 1893. Июль. №7. Empty Военный сборник. СПб., 1893. Июль. №7.

Сообщение автор Greylag Пт Фев 08 2013, 16:17

Военный сборник. СПб., 1893. Июль. №7.

П.П. Короленко. Закубанский край.

Чтобы хоть сколько-нибудь парализовать враждебные действия отважных авантюристов в Кавказских горах, командующий отрядом действовавших со стороны Абхазии войск генерал Симборский 17 апреля 1838 года обратился к горцам со следующей прокламацией:
«В древние времена Россия владычествовала над Кавказом, обитатели коего, теснимые разными враждебными им азиатскими племенами, просили принять их под защиту и покровительство российских государей. И то, и другое было им даровано, отчего и образовались взаимные отношения подданных к государю и обратно. Эти древние права торжественно подтверждены вновь и признаны Портой Оттоманской при заключении с Россией Андрианапольского мирного договора, а посему ни султан турецкий и ни одна из других держав не имеют никаких побуждений, ни основания вмешиваться в дела ваши. Люди, являвшиеся к вам в разные времена с воззваниями и увещеваниями противиться России, отвергать ее требования и законному правительству не покоряться, всегда были явные обманщики; к ним принадлежат все называющиеся агентами короля английского, султана турецкого или паши египетского, а также собственные ваши единоземцы, которые или по простодушию поверили ложным внушениям иностранцев, или распространяют таковые из видов личной корысти. Доказательством всему этому служит то, что ни одно из многочисленных их обещаний не исполнено. Вы не получили подкреплений ни кораблями, ни сухопутными войсками, и доставленное вам оружие и огнестрельные припасы не в таком были количестве, как это было бы достойно великих держав, посланниками коих называют себя эти обманщики. Они не что иное, как мелкие купцы, которых промышленность основана не на доброй совести, но на обманах и ухищрениях, и старающиеся завлечь простодушные народы кавказские в исключительную с собой торговлю; они имеют в виду единственную денежную корысть посредством дорогого сбыта дурных своих товаров. Для достижения этой низкой цели они не страшатся завлечь вас, храбрые горские народы, в преступную войну с вашим государем, в войну, которая стоит вам лучших витязей и значительной части имущества и непременно долженствующая кончиться совершенным вашим разорением, ибо могущественный государь России не может допустить, чтобы хоть единый из его подданных не повиновался его благодетельной власти. Если которые либо из горских племен будут еще далее упорствовать, то они ввергнут себя тем в неминуемую гибель….
Напротив того, добровольное признание над собой власти государя императора сопрягается с неисчисленными для вас для вас выгодами и пользами, которые по милосердию и великодушию его императорского величества польются на вас в той же степени, как на прочие благоденствующие под его державой народы…
Очевидным доказательством великодушных к вам намерений его императорского величества могут служить закавказские мусульманские провинции, принадлежащие России, благоденствие которых день ото дня увеличивается. И особенно честь, уважение и богатство, в коих живут многие из ваших единоземцев, усердно и верно России служащих.
Собранные по воле государя императора войска прибыли сюда для продолжения занятия берегов Черного моря; я назначен начальником этого отряда.
Но великодушный монарх наш, считая вас заблудшими своими подданными, обманутыми злыми людьми, приказал еще раз испытать миролюбивые средства для склонения вас к добровольной покорности.
Если, вняв внушениям благоразумия, воспользуетесь вы милосердием его величества и признаете над собой законную и благодетельную власть его, то я буду поступать с вами не как враг, а как друг ваш. Жизнь и имущество ваши останутся неприкосновенными, все преимущества, о которых уже говорено здесь, будут вам дарованы, свободная торговля с нами тотчас будет открыта, и произведения ваши мы будем покупать по тем ценам, которые вы сами назначите. Наконец владельцы той земли, на которой будет построено наше укрепление, щедро будут за нее вознаграждены.
От вас же его величество, всемилостивейший государь наш, требует исполнения только следующего:
1. Прекратить все враждебные против нас действия.
2. Выдать аманатов по назначению русского правительства, которых вам дозволяется переменять через каждые четыре месяца, с тем чтобы им же были указаны те, которые должны поступить взамен прежних.
3. Выдать всех находящихся у вас наших беглых и пленных.
4. Не принимать непокорных на жительство в свои аулы без ведома русского начальника и не давать пристанища абрекам.
5. Лошадей, скот и баранов, принадлежащих непокорным жителям, в свои стада не принимать, а если таковые где-либо окажутся, то все стада будут взяты нашими войсками и сверх того покорные жители подвергнутся за то взысканию.
6. Ответствовать за пропуск через ваши земли хищников, учинивших злодеяния в наших границах возвращением наших пленных и платой за угнанный скот и лошадей.
7. Повиноваться постановленному от нашего правительства чиновнику.
8. Ежегодно при наступлении нового года переменять выданные вам охранные листы. Не исполнившие сего будут сочтены непокорными и потому не должны ждать пощады от войск наших.
Горцы! Повторяю еще раз: внемлите предложениям, которые могущественнейший государь наш повелел вам сделать по беспримерному своему милосердию, а не потому, чтобы это был единственный путь для приведения вас в покорность. Жду вашего ответа»

На это воззвание горцы прислали Симборскому ответ:

«Получив посланное к нам письмо, узнали мы содержание его; противоречить этой бумаге некстати; написав же вкратце несколько слов, посылаем вам ответ.
Вы хулите находящихся у нас англичан; но дружба тех, которые желают нашей пользы, нам самим лучше известна. Справедливо то, что английский король имеет много купцов: всякое дело ими совершается и правительство, которое их не имеет, никуда не годно. Если это так, то их товары превосходят добротой ваши, и они более вас достойны почтения.
Вы говорите, что по Андрианапольскому миру земля наша вам отдана, но это несправедливо: мы с незапамятных времен ничьими рабами не были, неужели впредь ими будем? Слава Богу, уже 10 лет как мы ни в каких делах (с вами) не находимся и того не желаем, а вы нас преследуете, не зная наших обстоятельств. Мы не так глупы: знаем и видим, что если бы земля наша была подвластна Оттоманской Порте, то и без позволения султана и начальников крепостей (турецких) была бы ввозима в Пшад чеканенная монета (турецкая). Находящийся у нас человек короля (английского) говорит, [что] придет множество наших кораблей, заведут торговлю и тогда вы узнаете, что Оттоманская Порта в условия о земле этой не вмешивалась.
Нам известно, как велики ваши ухищрения. Перед сим вы возмутили неверных греков и их начальников, дабы тем ослабить Оттоманскую Порту….
Решительный наш ответ таков: мы не станем вам ни на волос повиноваться. Вы пишете, что подвластные вам мусульмане живут в благоденствии, но что они терпят, мы знаем; видим и теперь, как вы собираете войска из областей, с вами помирившихся, и заставляете их воевать с нами. Если вы так сильны, то зачем берете их с собой? Ныне, пока нами не овладели вы, их не столь стесняете. Охранитель наш! Если достанемся в твои руки, то знаем, что с нами и с единоверцами нашими будет. Упаси боже, что терпят от вас и дел ваших правоверные. Что мы терпим – это Бог знает. Мы знаем, сколь угнетены казанские, крымские татары и прочие, в империи вашей живущие. Из ваших крепостей бегут к нам те из них, которых вы берете в солдаты, и мы собственными глазами видим, что бегущие от вас наслаждаются только у нас покоем. Если желаете ответа, то вот он: оставьте крепости, находящиеся в черкесской земле, перейдите за Кубань, и мы туда ходить не станем. Вы же сюда не ходите. Тогда, если захотим, то будем жить с вами в дружбе. В письме вашем вы просили выдачи аманатов и хотите поставить начальника над нами. Вы написали нам довольно надменное и заносчивое письмо; кто над нами начальник и кто может давать нам приказания? Тем ли вы возгордились, что овладели на берегу моря клочком земли, величиной в рогожу. Более мы к вам переговорщиков посылать не будем и вы не посылайте; не пишите к нам более писем, а если это сделаете, то посланного убьем, а письмо разорвем на кусочки»….
Закубанские горцы, подстрекаемые Берзеком и другими проживающими в горах агентами, покинули дома и семейства свои и обязались общей клятвой не расходиться до взятия ими всех наших фортов на Береговой линии и других укреплений внутри их земли. Они даже решили не производить посев в год восстания, и наступление рабочей поры не только не уменьшало сборищ, а еще более усиливало.
В таком положении проходил 1839 год. Возбужденные фанатизмом горцы прибывали из самых дальних аулов Закубанского края на сборное место. Скопище азиатцев под влиянием находившихся там европейцев принимали некоторый вид порядка и устройства; каждое племя с особенным значком составляло отдельную дружину, подразделенную по аулам на сотни, пятидесятки и десятки, под предводительством отважнейших и храбрейших горцев, которым все повиновались.
При таких силах и порядках горцы, наэлектризованные своими муллами, клялись победить русских или погибнуть. Взявшись дружно за оружие, черкесы в начале 1840 года взяли на Черноморской береговой линии наши укрепления Лазаревское, Вельяминовское, Михайловское, Св. Духа и в горах Николаевское. В этих укреплениях погибли гарнизоны частью побитыми, часть взятыми в плен, а пушки, артиллерийские и прочие военные и продовольственные запасы забраны горцами, которыми разграблено и все прочее имущество как казенное, так и частное, в укреплениях находившееся….
Не нова была непримиримая вражда горцев к русским, их дикое и буйное мужество, но новы были эти впервые обнаружившиеся признаки народности черкесов, объединявшейся общим согласием: единодушное восстание их во всем Закубанском крае, порядок и устройство, являвшееся в их скопищах, повиновение избранным начальникам, новые средства, придуманные ими для борьбы с русскими и согласное стремление к одной общей цели освобождения своей родины от владычества русских. Такие действия казались небывалым событием между разнохарактерными, разноплеменными и своевольными азиатцами.
Все это, вместе взятое, являло признаки возрождавшейся силы горцев и требовало от нашего правительства решительных мер для противодействия неприятелям.

Greylag

Сообщения : 248
Дата регистрации : 2013-02-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения