Military art of Circassians
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Март 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Календарь Календарь

Партнеры
Создать форум


Схатум Р.А. Военное дело у адыгов в средние века.

Перейти вниз

Схатум Р.А. Военное дело у адыгов в средние века.  Empty Схатум Р.А. Военное дело у адыгов в средние века.

Сообщение автор Greylag Пт Фев 08 2013, 16:53

СХАТУМ РУСЛАН БАРИЧЕВИЧ

ВОЕННОЕ ДЕЛО АДЫГОВ В СРЕДНИЕ ВЕКА
(вторая половина VIII–XVII вв.)

К VIII в. часть Северо-Западного Кавказа входит в состав Хазарского каганата. Южнее, во второй половине этого столетия, образуется раннефеодальное Абхазское царство. Между этими государственными образованиями, в горах и на побережье (Геленджик–Сочи), расселялись зихи.
Внутренние усобицы и войны с аланами, печенегами, зихами значительно ослабили Хазарский каганат, и к середине X в. он практически перестает существовать. Зихия расширяет свои границы по Черноморскому побережью до низовий Кубани, впадавшей в Черное море (ныне Старая Кубань), а также занимает часть Западного Закубанья. В первой половине X в. земли восточнее Псекупса в Закубанье контролировала Алания, а в низовьях бассейна этой реки расселялось смешанное алано-болгарское население.
К концу XI в. в Прикубанье появляются новые кочевники – половцы. В это же время Тмутаракань переходит под контроль Византии. Относительно стабильный период XII – первой трети XIII вв. прерывают походы монголов 1237–1242 гг. Одними из первых их натиск почувствовали на себе адыги Северо-Западного Кавказа осенью–зимой 1237 г. Однако, по-видимому, лишь к концу XIII в. значительная их часть была подчинена монголами.
На протяжении всего XIV в., с некоторыми перерывами, вплоть до Куликовской битвы и походов хана Тохтамыша, адыгские воинские формирования фиксируются в составе войск Золотой Орды. В 1395 г. ее разоряет Тамерлан (Тимур). Во время его вторжения пострадали земли и Черкесии, равнинная часть которой являлась одним из «улусов» этого государства. Это нашествие, которое адыги пережили, видимо, относительно легко, помогло им в итоге окончательно избавиться от власти золотоордынских ханов. В это время в состав Черкесии входили Закубанье, юго-восточное Приазовье и Черноморское побережье от Анапы до Сочи включительно.
В 1475 г. турки захватывают генуэзские колонии в Северном Причерноморье, а в 1479 г. совершают первый крупный поход в Черкесию. По-видимому, это была попытка перекрыть поступление рабов и волонтеров с Северо-Западного Кавказа в Мамлюкский султанат, что косвенно подтверждает начавшаяся спустя 6 лет первая османо-мамлюкская война. С этого времени начинается так называемый «османский этап» в истории адыгов. В это время турки начинают строить крепости на Таманском полуострове и закрепляться в регионе.
К 1539 г. относится второе крупное вторжение турок и крымских татар на земли адыгов, которое закончилось неудачей. В течение 40-х и первой половины 50-х гг. XVI в. было совершено несколько походов на адыгские феодальные княжества Жанетию, Хатукай, Бжедугию, Кабарду. Отличительной особенностью этих походов от более ранних столкновений было не только применение больших масс войск (40–70 тысяч воинов), но и артиллерии, ручного огнестрельного оружия. Ряд поражений понесенных в результате этих вторжений заставили адыгских князей искать поддержки у страны, мало чем уступавшей Османской империи, – Московской Руси. Именно поиском такого равнозначного союзника и были вызваны посольства целого ряда адыгских князей в Москву в 1550-е гг. Следствием этого стало соглашение о союзе и покровительстве России над некоторыми областями Черкесии в обмен на взаимную помощь и совместное противодействие турецко-татарской экспансии.
Периодически, на протяжении второй половины XVI–XVII вв., многочисленные адыгские воинские формирования отдельных князей и их дружин проходили службу в России или же являлись союзниками Москвы. Например, в 1556 г. адыгские отряды захватили крепости Темрюк и Тамань. С другой стороны, известно, что позднее воинские контингенты всех адыгских княжеств и областей, от Жанетии на западе и до Кабарды на востоке, участвовали в походе турок на Азов и осады этой крепости, захваченной казаками в 1637 г.

Наступательное вооружение...

В хазарское время (середина VIII – первая половина X вв.) наступательное вооружение состоит из сабли длиной 75–85 см, кинжалов узких, длинных и так называемого уйбатского типа, боевых метательных ножей, копий знамен-штандартов и пик, приспособленных для пробивания кольчуги, топоров, сложного лука и стрел с разнообразными наконечниками в зависимости от цели применения. Редко встречаются кистени.
Во второй половине X – середине XIII вв. набор оружия представлен саблями, наконечниками копий и пик, кинжалами, метательными ножами, сложносоставными луками и стрелами с двухлопастными и бронебойными наконечниками для пробивания кольчужных доспехов. Следует отметить, что сабли и наконечники пик второй половины X–XI вв. по основным характеристикам продолжают традиции хазарского времени. Позднее, сабли становятся длиннее (85­–110 см) и с более выраженным плавным изгибом клинка.
В золотоордынское время (вторая половина XIII–XV вв.) вооружение претерпевает некоторые изменения: средняя длина сабель достигает 95–115 см, они становятся более изогнутыми: величина изгиба доходит до 6 см. Наконечники копий с широким пером, а пики – с более узким и близким к квадратному сечению. Известны кинжалы и боевые ножи, реже встречаются топоры, шестоперы, булавы, которые появились, вероятно, в результате влияния монголов. Луки сложные. Стрелы, как и раньше, в основном с двухлопастными и бронебойными гранеными наконечниками, известны и монгольские – трехлопастные.
В XVI–XVII вв. наступательное вооружение состояло из сабли, которая достигает иногда в длину до 120–130 см, с еще более увеличеным изгибом клинка. Оружие представлено копьями, луками и стрелами с двухлопастными и бронебойными наконечниками стрел, боевыми ножами. В XVII в. распространяется огнестрельное оружие, которое впоследствии повлияло на весь комплекс наступательного и отчасти защитного вооружения адыгов XVIII–XIX вв.

Защитное вооружение ...

Защитное вооружение середины VIII – первой половины X вв. представлено шлемами, клепанными обычно из трех–четырех пластин с глухими бармицами и кольчугами длиной до локтей и колен. Доспех дополнялся пластинчатыми наручами, поножами, наплечниками. Скорее всего, использовались деревянные щиты.
Во второй половине X – середине XIII вв. защитное вооружение представлено не так широко, как в предшествующий период. В основном это шлемы из двух склепанных сегментов с бармицами, кольчуги, которые, по-видимому, постепенно укорачиваются до бедер; исходя из специфики боя, можно предположить использование и наручей, и поножей, и щитов.
Защитное вооружение второй половины XIII–XV вв. представлено шлемами обычно из четырех, реже из двух, сегментов, которые часто соединялись с помощью клепки. На некоторых шлемах зафиксированы крепления для бармицы, аналогичные креплениям двух предыдущих эпох. Кольчуги длиной до локтей и до бедер с отворотом для надевания их через голову. Деревянные щиты усиливались в центре железными круглыми умбонами с перекрещенными поверх них фигурными пластинами и дополнительными оковками в центре и по краю щита. Обычно они округлой, реже – прямоугольной формы. Использовались, по-видимому, пластинчатые наручи и поножи.
На заключительном этапе (XVI–XVII вв.) защитное вооружение не претерпевает особых изменений. Однако к XVII в. у адыгов появляются мисюрки, которые, как и шлемы этого времени, стали изготавливать с закрепленными по всему периметру боевого наголовья бармицами, закрывавшими и верхнюю часть лица. В это время применялись щиты, пластинчатые наручи и поножи. Основным видом доспеха остается кольчуга, хотя можно отметить применение знатными воинами дополнительной защиты корпуса в виде зерцал и легких кованых кирас. Этот вид доспеха адыги могли позаимствовать во время службы в европейских странах и участия в войнах в Восточной Европе.


Организация и структура вооруженных сил, фортификация, тактика и стратегия обороны и нападения, военный потенциал средневековых адыгов...

По археологическим данным, в период существования Хазарского каганата во главе отрядов касогов стоят предводители, имеющие богатое конское снаряжение, вооружение и, возможно, штандарты. По-видимому, они являлись «тысячниками». Выделяются также «десятники» и «сотники». Кавалерия состояла из воинов-профессионалов, а пехота – из ополчения. Военная организация зихов строилась на принципах «военной демократии», когда во главе племени стоит вождь, вокруг которого группируются профессиональные воины.
Во второй половине X–XIII вв. происходила интеграция зихов и касогов в адыгский народ и окончательное сложение раннефеодальных отношений. Конное войско состояло из княжеских дружин, вооруженных саблями, пиками, луками со стрелами, боевыми ножами. Для защиты использовались шлемы, кольчуги, щиты. Пехотные части составляли ополченцы, собиравшиеся, как и прежде из крестьян, в случае общей опасности для защиты своей территории, или при походах на ближайших соседей. В дальних рейдах участвовала исключительно хорошо вооруженная кавалерия.
Золотоордынская эпоха характеризуется дальнейшим развитием феодальных отношений у адыгов, чему, помимо внутренних причин, немало способствовали и внешние: контакты с Золотой Ордой и итальянскими колониями на побережье. Адыгские земли в это время разбиты на ряд княжеств, во главе которых стояли удельные князья с конными дружинами. Полный набор вооружения таких воинов состоял из сабли, копья, боевого ножа, кинжала, лука со стрелами. Из защитного снаряжения использовали шлемы, кольчуги, щиты. Вооружение пехоты было проще, чем у дружинников: кинжалы, боевые ножи, копья, топоры.
В XVI–XVII вв. происходит дальнейшее углубление феодальных отношений, и, как следствие, – усиление раздробленности. Как и раньше, во главе каждого отдельного адыгского княжества со столицей–резиденцией и подвластным населением стоял князь, имеющий хорошо вооруженную и экипированную конную дружину. В случае всеобщей опасности дополнительно собиралось ополчение из крестьян.

«Стратегия, тактика и численность вооруженных сил»

Исследуются стратегические и тактические приемы средневековых адыгов, а также гипотетическая численность выставляемого войска.
О стратегии в хазарское время данных нет, а тактика определялась набором вооружения. Воины с полным или почти полным набором вооружения составляли тяжелую кавалерию. После первого столкновения она отбрасывала копья и щиты, и переходила на клинковое и ударное оружие. Общая численность конных воинов-профессионалов у касогов могла достигать в это время не менее 4–5 тысяч всадников. Войско зихов состояло, по-видимому, из конницы и пехоты, с преобладанием последней.
Во второй половине X – середине XIII вв. вторжения на чужие территории сводились, по-видимому, к набеговой системе – «зекIуэ». В этом заключалась, собственно, стратегия «малой войны». Территория расселения и численность вооруженных сил в это время значительно увеличиваются. Можно предполагать, что общая численность воинов, которую могли выставить адыги в XII–XIII вв., могла доходить до 30–40 тысяч.
В золотоордынскую эпоху принципы ведения войны почти не изменились. Конница во главе с князьями совершала дальние походы-набеги. В тактике применяется разделение войск на отдельные отряды: авангард, основные силы, группа прикрытия. При обороне, в зависимости от ситуации, адыгами использовались различные методы: тактика «выжженной земли» с попытками задержать противника еще на подступах к своим землям, устраивая засады и атакуя его небольшие отряды, как это было, например, во время вторжения войск Тимура осенью 1395 г. На равнине адыгская кавалерия атаковала в пики, используя сомкнутый строй, может быть, в 1–2 шеренги. В зависимости от обстановки во время боя применялся и рассредоточенный строй. Численность вооруженных сил Черкессии могла достигать примерно 50–60 тысяч воинов.
В XVI–XVII вв. стратегия войны, как и раньше, в большей степени сводится к набеговой системе. Исходя из обстановки использовались различные тактические приемы. В частности, для введения противника в заблуждение выдвигались небольшие отряды, чтобы затем заманить преследователя к месту засады основных сил, для его последующего окружения и уничтожения.
При обороне от превосходящих сил противника активно использовались примерно те же методы, что и в предыдущее время, а также раздробление основных сил неприятеля на небольшие отряды с целью дальнейшего их уничтожения.
С появлением огнестрельного оружия значение пехоты возрастает, ее активно используют в горной местности. Эффективность стрелкового оружия достигалась залповым огнем, особенно из засад. В XVI–XVII вв. количество жителей увеличивается, и все адыгские княжества могли выставить в это время не менее 80–100 тысяч конных и пеших воинов.


Фортификация и способы ведения обороны и осады укреплений в средние века.

Ввиду малочисленности письменных и археологических данных, эти вопросы изучены слабо. Однако, на основе имеющихся сведений, можно утверждать, что для местного населения Северо-Западного Кавказа были характерны плетневые и деревоземляные укрепления.
Причем в равнинных районах адыги использовали в основном плетень, тогда как в предгорьях и горах – дерево и плетень, иногда усиленные камнем.
На двух последних территориях укрепления обычно были более мощными и долговременными. Чаще всего такие поселения основывались в естественно укрепленных природой местах, рядом с питьевой водой. Поселения на равнине не были рассчитаны на долговременную оборону, и служили для защиты от отдельных разбойничьих ватаг. Подвижный образ жизни адыгов приводил к тому, что в случае большой опасности население уходило в горы.
Прямых данных о наличии у адыгов каменных укреплений в средние века нет. Как сообщают письменные источники, постройка таких укреплений для наиболее обеспеченных слоев населения Черкесии считалась зазорной и расценивалась как трусость.
Об обороне и осаде крепостей известно еще меньше, и в основном из поздних письменных источников, из которых следует, что адыги не владели тактикой долговременной осады крепостей, особенно на чужой территории. Укрепления они брали либо хитростью, либо штурмом. При этом применялись зажигательные стрелы, ручные тараны, подкопы и некоторые другие средства.
Защита селений в горах была наиболее эффективной, особенно против кочевников, и, по-видимому, сочетала в себе пассивную и активную оборону. Еще на подступах к укрепленным пунктам адыги устраивали засады и ловушки, действовали мобильные конные отряды.

Greylag

Сообщения : 248
Дата регистрации : 2013-02-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения